Главная / Enka - japanese music. LP, CD, DVD. Catalog.

Misora Hibari

Misora Hibari

Людей, подобных Хибари Мисора, в истории популярной японской музыки не было. Ее именовали королевой японской эстрады и шоу-бизнеса, сравнивали с Эдит Пиаф, но ни одно из красочных сравнений не могло передать всей полноты и глубины ее творчества. Она была персоной, о которой слагали легенды.

 

Звучный псевдоним Хибари Мисора (Жаворонок, парящий в прекрасном небе) однажды взяла себе юная певица Кадзуэ Като, родившаяся 29 мая 1937 года в семье торговца рыбой. Места, где она родилась и провела детство, дали почву для творчества многим. Иокогама, гигантский город-порт, был своего рода перекрестком культур, где была слышна иностранная речь, звучали звуки музыки различных стран и континентов, откуда они распространялись по всей стране.

У нее были звонкий голос и прекрасный музыкальный слух, великолепная память. Родители старались развить ее дар и научили ее многим песням. Когда ей было всего шесть лет, о ее талантах знали во всей округе. Ее звонкий голосок мог заполнить любой концертный зал без помощи микрофона. Она исполняла песни в популярном народном стиле энка. Одно из первых ее выступлений состоялось в день прощания с отцом, уходившим на войну. Ее исполнение растрогало до слез всех присутствующих. Слух о молодой певице быстро дошел до организаторов различных конкурсов самодеятельных талантов.

После войны Мисора участвовала в различных конкурсах самодеятельных вокалистов на радио NHK и заняла ряд призовых мест. Ее великолепный голос и талант сразу привлекли к себе внимание молодой японской индустрии шоу-бизнеса. В 1949 году в возрасте 12 лет (!) она записала на студии Victor свой первый хит "Kappa Bugiugi" (Каппа Буги-вуги). За ним последовали новые записи, ставшие настоящим событием в музыкальной жизни страны. В 1949 году - "Watashi wa Machi-no Ko" (Я - Дитя Города), в 1952 году - "Omatsuri Mambo" (Праздничное Мамбо) и "Ringo Oiwake" (Песнь Яблочного Цветка), в 1965 году - "Yawara" (Дзюдо), в 1966 году. - "Kanashii Sake" (Вино Печали), а также "Tokyo Kid" (Токийский паренек) и ряд других.

Репертуар молодой певицы блистал всем богатством красок американской и европейской эстрады того времени. Она была великолепна, исполняя как меланхоличные народные энка, так и композиции на английском языке из американского джаза, блюза, рок-н-ролла. Их прекрасно дополнял французский шансон из репертуара Эдит Пиаф, популярные в 50-х годах гавайские песни, композиции в латиноамериканских ритмах и других модных стилях того времени.

Хибари Мисора выступала вместе с различными вокальными коллективами того времени. Они либо разделяли с ней сцену, либо, что гораздо чаще, служили ей в качестве вокального фонового сопровождения.

Ее таланты и великолепные внешние данные не могли не привлечь внимание кинематографистов. В 1949 году состоялся ее кинодебют в фильме "Kanashiki Kuchibue" (Печальный Свист). В фильме она сыграла детдомовскую девочку, разыскивающую своего брата. Исполненная по ходу действия одноименная песня сразу стала шлягером. Картина пользовалась громадным успехом у зрителей, одним из ее главных достоинств было то, что в мрачные годы послевоенной разрухи и нищеты ее оптимизм давал японскому кинозрителю надежду на лучшее.

Другим ее успехом в кино стала картина "Izu no Odoriko" (Танцовщица из Идзу), снятая в 1954 году. И тут исполненная Мисорой песня сразу же стала хитом и заняла прочное место в репертуаре молодой звезды и эстрадных исполнителей того времени.

Популярности певицы способствовали и два скандальных случая, сказавшихся на ее карьере. В 1956 году толпа зрителей, пришедших на ее концерт, устроила давку при входе в зал. В результате несколько человек получили серьезные увечья, кое-кто скончался от полученных травм. Другой случай произошел во время ее концерта в 1957 году, когда 19-летняя девушка в приступе истерики плеснула соляную кислоту в лицо певице. По счастью, Хибари Мисора практически не пострадала.

В послевоенные годы японский кинематограф выпустил в прокат большое количество фильмов в стиле Chambara и Jidaigeki (боевики из жизни средневековых самураев). Это в основном малобюджетные костюмированные фильмы с незамысловатыми сюжетами о борьбе добра и зла. Мисора снялась во многих таких фильмах. Работа в кино дала ей возможность поработать вместе со многими звездами японского кино, в том числе Тосиро Мифунэ.

В начале 60-х японская эстрада была под полным влиянием заокеанского соседа. Это раздражало молодую певицу, она сформировала свой репертуар исключительно из песен японских авторов и придерживалась этой линии до конца своей жизни. Ее проникновенное и глубоко эмоциональное исполнение народных песен становится источником вдохновения для других исполнителей энка. Она создала свой прекрасный и неподражаемый стиль исполнения.

Хибари Мисора много работает, у нее много концертов в Токио. Она записывает альбомы и синглы, которые расходятся по стране гигантскими тиражами. Пластинки и видеозаписи ее концертов в Tokyo Dome и по сей день являются украшением коллекций многих поклонников ее таланта и любителей японской эстрады. Она часто гастролирует по стране и за ее пределами, хотя, к сожалению, российскому зрителю с творчеством японского Жаворонка познакомиться непосредственно не удалось. Своим творчеством она внесла вклад в популяризацию японской песни за рубежом.

В отличие от яркой, полной успехов жизни на эстраде и в кино, ее личная жизнь была менее удачлива. В 1962 году она вышла замуж за певца и киноактера Акиру Кобаяси, но брак их был недолгим и кончился разводом. В 1974 году она усыновила Тэцуя, племянника по линии мужа, который в дальнейшем также стал певцом и киноактером.

В 80-е годы она принимает участие в различных музыкальных фестивалях на NHK, на телевидении, выступает с сольными концертами, где представляет свои новые композиции.

24 июня 1989 года весть о кончине всенародной любимицы повергла в печаль всю Японию. Для многих японцев Хибари Мисора была своего рода символом страны и ее национального духа. Она была первой из женщин, удостоенной престижной награды "Общественного почета", как писалось, "за вклад в поддержание национального духа в мрачные годы послевоенной разрухи".

Культурное наследие Хибари Мисора составляет 1200 песен, 675 альбомов и синглов, общий тираж которых достиг 68 млн. экземпляров. Ее популярность и известность перешагнули границы Японии. Наиболее оригинальное свидетельство тому можно найти во Франции. Виноделы провинции Бордо в 1998 году выпустили красное вино марки "Misora Hibari Haut-Merdoc" и белое вино "Misora Hibari Graves Blanc".

В Киото создан мемориальный комплекс, посвященный певице. В музее представлены различные предметы быта Хибари Мисора, ее записи и многое другое, что стало объектом поклонения после ее смерти. Ежегодно в нем проводятся различные мероприятия и концерты, посвященные великой певице.

 

Олег Калинка